Выберите, пожалуйста, |
>> Механика Описание программы TraektorОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ traektor И МЕТОДИКИ РАБОТЫ С НЕЙ Программа помогает учителю наглядно объяснить ученикам, впервые изучающим понятия траектории, пути, перемещения, прямолинейного и кри- волинейного движения, а также равномерного, неравномерного, ускоренно- го и замедленного движений. Одним из преимуществ программы является то, что изображения движений и их траекторий оказываются в плоскости, перпендикулярной лучу зрения учащихся, и поэтому легко наблюдаемы. После запуска программы на экране появляется запрос о рабочем шаге и о желаемом темпе ее выполнения. При излишне большом шаге теряется иллюзия непрерывности движения шарика по экрану, а при слишком малом - растягивается время выполнения. Поэтому выгодно ввести те значения этих величин, которые указаны на экране; после чего появится криволи- нейно движущийся шарик. Через равные промежутки времени положение его центра будут отмечаться точками, которые изобразят траекторию движения шарика и позволят учителю дать определение: "Траектория - это линия, по которой движется тело; множество точек пространства, в которых по- бывало тело". Учитель отмечает, что видимая на экране траектория представляет со- бой кривую линию и дает определение криволинейного движения.Нажав на пробел, получаем рисунок N 2, на котором шарик движется прямолинейно. Предлагаем учащимся сравнить рисунки и затем на основании анализа сле- дует вывод о классификации движений на криволинейные и прямолинейные. Просим детей привести примеры из их жизненного опыта, когда бы они встречались с криволинейными и прямолинейными движениями, а также оце- нить, какое из них встречается чаще. Теперь можно дать определение пути как расстояния, пройденного те- лом вдоль траектории. Предлагаем при помощи измерительной ленты изме- рить пути обоих движений и сравнить их. Чтобы у учеников не создалось неправильного представления о том, что длина траектории и путь - одно и то же, нажав на пробел, демонс- трируем рисунок N 3, на котором шарик, колеблясь, раз за разом пробе- гает одну и ту же траекторию. Наблюдая за движением шарика на экране, мы видим, что путь , пройденный им с течением времени, непрерывно воз- растает, тогда как траектория (и, значит, ее длина) остается неизмен- ной. Обращаем внимание на то, что хотя отметки положений центра шарика производились через равные промежутки времени, они оказались располо- жены на неравных расстояниях друг от друга. Просим учеников объяснить причину этого. В процессе беседы приходим к выводу о существовании двух классов движений: равномерных движений и неравномерных движений. Даем соответствующие определения. Нажав еще раз пробел, демонстрируем рисунок N 4, на котором отметки положения шарика со временем оказываются все дальше друг от друга. Спрашиваем учащихся, как бы они могли назвать такой вид движения ? В ходе дальнейшей беседы приходим к определению ускоренного движения. Таким же образом работаем с рисунком N 5 и анализируем случай дви- жения замедленного. Отмечаем, что движения по рисункам N 1 и N 3 нельзя отнести ни к ускоренному (как в опыте N 4), ни к замедленному (как в опыте N 5); такие движения можно назвать неравномерными или переменными движения- ми. Для объяснения понятий пути, перемещения и их дифференциации еще раз нажимаем пробел и рассматриваем рисунки N 3 и N 6. Даем определе- ние пути как расстояния, пройденного движущемся телом вдоль траектории (траектория - множество точек, в которых побывало движущееся тело). Путь на рисунке N 3 оказывается равным учетверенной длине траектории, а на рисунке N 6 - сумме длины траектории и отрезка от правого конца траектории до остановившегося тела. Указываем, что перемещением назы- вается направленный отрезок (вектор), соединяющий начальное положение тела с его конечным положением. В ходе беседы выясняем, что на N 6 мо- дуль перемещения равен разности длины траектории и отрезка между ее правым концом и остановившимся телом, а на N 3 перемещение равно нулю. Для выхода из программы следует нажать пробел, а для повторения - клавишу R. |