Изучение физики в школе. Обучающие программы.

Выберите, пожалуйста,
интересующую Вас тему:

Введение

Атомная физика

Электромагнетизм

Механика

Теплота и молекулярная физика

Волны

Оптика

Теория относительности

Колебания

Астрономия

>> Механика

Описание программы brosok

                     Программа brosok.

   Предназначена для изучения движения тела,  брошенного под  углом  к
горизонту (без учета сопротивления воздуха).  Она позволяет на различ-
ных уровнях обучения продемонстрировать ученикам или дать  им  возмож-
ность самостоятельно исследовать основные законы такого движения:
   1) Траекторией является парабола.
   2) Наибольшая дальность достигается при угле бросания 45 гра-
дусов к горизонту.
   3) В  заданную точку можно попасть по двум траекториям - навесной и
настильной(то есть когда направление вектора начальной  скорости  сос-
тавляет с горизонтом угол,отличающийся от направления в 45 градусов на
одну и ту же величину).
   4) Скорость  брошенного  тела  можно  разложить на две составляющие
вертикальную и горизонтальную.
   5) Горизонтальная  составляющая  во  все время движения сохраняется
постоянной и ,  следовательно, движение по горизонтали является равно-
мерным.  Модуль этой составляющей равен проекции начальной скорости на
ось абсцисс (горизонтальную ось).
   6) Вертикальная составляющая сначала,  по мере подъема, уменьшается
под действием направленной вниз силы тяжести,  в  точке  максимального
подъема обращается в нуль,  а затем, при падении обратно, растет, дос-
тигая по модулю того же значения, какое было при начале движения.
   7) В  верхней точке траектории полная скорость тела горизонтальна и
равна горизонтальной составляющей.
   8) При  вертикальном  бросании тело вернется в точку бросания с той
же по величине скоростью.
   9) При  достаточно большой скорости (равной или большей второй кос-
мической) тело не вернется на Землю.
   Методика работы с программой может быть различна. Возможен вариант,
когда картинки на мониторе иллюстрируют рассказ учителя. В этом случае
преподаватель, запустив программу, вводит по ее требованию желательные
для него модуль начальной скорости и величину угла бросания. На экране
появляется  цветное  изображение  вектора скорости и его составляющих.
Нажав на любую клавишу, приводим тело в движение и наблюдаем изменение
составляющих скорости,  траекторию. Когда тело упадет, программа пред-
лагает ввести новые данные для движения следующего тела. Соответствую-
щая картинка рисуется уже другим цветом, что позволяет сравнивать дви-
жения и делать выводы (если при  запуске  программы  пользователь  дал
указание работать со статистикой,  то на экране будут изображаться со-
ответствующим цветом параметры каждого опыта). Продолжая таким образом
работу с программой,  задавая различные по величине и направлению ско-
рости, показываем закономерности, связанные с движением брошенного те-
ла. В нужные моменты учитель может остановить движение клавишей пробе-
ла, дать необходимые пояснения и продолжить его той же клавишей. Выхо-
дят из программы в DOS клавишей "q".
   В другом варианте (в компьютерном классе),  рассказав ученикам, как
работать  с программой,  учитель поставит перед ними исследовательские
задачи: например, изучить, как влияет на дальность угол бросания и ве-
личина начальной скорости, при каких условиях достигается максимальная
дальность,  от чего и как зависит время и максимальная высота  полета,
как  меняются горизонтальная и вертикальная составляющие скорости тела
при полете и так далее.  После решения одной или нескольких  этих  или
подобных  проблем  ученики могут написать отчет о проделанной работе и
полученных результатах.