Изучение физики в школе. Обучающие программы.

Выберите, пожалуйста,
интересующую Вас тему:

Введение

Атомная физика

Электромагнетизм

Механика

Теплота и молекулярная физика

Волны

Оптика

Теория относительности

Колебания

Астрономия

>> Механика

Описание программы brosok1

Компьютерная лабораторная работа для учащихся с

ограниченными физическими возможностями

Предлагаю компьютерную исследовательскую лабораторную работу по курсу 9 класса на тему "Изучение движения тела, брошенного под углом к горизонту". Она предназначена для детей с ограниченными физическими возможностями, которым недоступны "натурные" эксперименты, но у которых есть возможность пользоваться компьютером. Работа выполняется на качественном уровне (без использования формул) на основе компьютерной программы brosok1. Как показывает практика проведения этой работы в нашей школе, ученики, получив прилагаемую инструкцию, успевают выполнить все описанные там задания в течение одного урока.

Особенностью предлагаемой работы является то, что масштаб изображения на 14-дюймовом мониторе равен 1/1000. Поэтому измерения, произведенные учеником при помощи миллиметровой линейки на экране, численно равны соответствующим расстояниям, выраженным в метрах (с погрешностью не более 5 %) , что облегчает работу ребенка.

Ниже приводится инструкция-описание лабораторной работы.

Практическая компьютерная работа

"Изучение движения тела, брошенного под углом к горизонту"

Цель работы: Изучить особенности движения тела под действием силы тяжести при наличии начальной скорости, составляющей некоторый угол с горизонтом.

Оборудование: ПК с программой brosok1 и масштабная линейка.

Ход работы:

  1. Запустите программу на компьютере, щелкнув по ее имени мышкой. Когда на экране появится титульный лист, нажмите пробел для продолжения (или клавишу q для выхода из программы).
  2. Исследуйте, как зависит дальность полета брошенного тела от угла a, который составляет с горизонтом вектор начальной скорости vо. С этой целью будем измерять дальность при разных углах a (рекомендуемые значения углов приведены в первой графе таблицы © 1), но модуль скорости станем вводить один и тот же - vо = 40 м/с. Чтобы ввести значение скорости, наберите ее значение и нажмите `Enter'. Далее наберите одно из значений a (например, 30о) и нажмите `Enter'. В левом нижнем углу экрана появится вектор начальной скорости vо. Нажмите пробел и Вы увидите его проекции на оси OX и OY. Для продолжения нажмите пробел, тело полетит; траектория его полета изобразится пунктиром. Опишите, изменялись ли проекции скорости на оси OX и OY и, если изменялись, то как. Измерьте дальность и максимальную высоту полета линейкой. Так как масштаб составляет 1/1000, то, чтобы получить реальные дальность l и высоту h, полученное значение в мм надо умножить на 1000. Занесите значение l и h в таблицу © 1.

©

Скорость vо

угол a

дальность l

максимальная

опыта

в м\с

в градусах

в м

высота h в м

1

0

2

15

3

30

4

45

5

60

6

75

7

90

Табл. © 1

3. Производя опыты, подобные описанным в пункте 2, заполните остальные ячейки таблицы.

4. Используя таблицу, начертите график этой зависимости, как показано на рисунке 1. Сделайте вывод о том, как зависит дальность от угла бросания a. Ответьте на вопросы: При каком угле достигается наибольшая дальность ? При каких углах дальность одинакова ?

5. Используя таблицу, начертите график (см. рис. 2) зависимости максимальной высоты h от угла бросания a. Сделайте вывод о том, как зависит максимальная высота полета от угла бросания a.

рис. 1, 2

6. Теперь исследуйте, как зависит дальность полета l от начальной скорости vо. Сначала очистите экран от предыдущих рисунков, для чего нажмите клавишу R, затем `Enter' и пробел. Введите скорость 20 м/с, угол a = 30о, нажмите Enter и измерьте дальность полета. Запишите результаты в таблицу © 2.

©

Скорость vо

угол a

дальность l

максимальная

опыта

в м\с

в градусах

в м

высота h в м

1

0

30

2

20

30

3

30

30

4

40

30

5

50

30

Табл. © 2

7. Повторите опыты несколько раз, вводя скорости из второй графы таблицы © 2 и углы из третьей графы (то есть применяя одно и то же значение угла, равное 30о).

8. Начертите график зависимости (см. рис. 3) и сделайте вывод о том, как зависит дальность полета от начальной скорости.

рис. 3.

Для выхода из программы нажмите клавишу Q.