Изучение физики в школе. Обучающие программы.

Выберите, пожалуйста,
интересующую Вас тему:

Введение

Атомная физика

Электромагнетизм

Механика

Теплота и молекулярная физика

Волны

Оптика

Теория относительности

Колебания

Астрономия

>> Колебания

Описание программы prug-m-k

                         Программа prug.bas.
   Предлагаемая программа  может применяться при изучении механических
колебаний в 9-х и 11-х классах .Она позволяет учителю показать в дина-
мике те рисунки, которые приводятся в учебнике физики и детально проа-
нализировать все процессы, которые происходят при колебаниях пружинно-
го маятника.  При этом учитель может менять условия компьютерного экс-
перимента для изучения законов колебания груза на пружине:  вводить ту
или иную массу груза,  варьировать жесткость пружины. Все это наглядно
отображается на экране,  причем, если рабочая частота компьютера равна
200 МГц,  то в реальном масштабе времени. Программа дает педагогу воз-
можность либо излагать материал в соответствии со стандартом образова-
ния, либо проводить более серьезное, углубленное изучение теории коле-
баний.
   Учителю предоставляется выбор режима работы: непрерывный или по ша-
гам. В последнем случае он может после каждого шага подробно объяснять
учащимся, как и почему меняются действующие силы, какие из них компен-
сируют друг друга,какие вызывают ускорение и какие именно ускорения(по
величине и направлению),  как меняется скорость. Для перехода от одной
фазы картинки,видимой на экране,  к другой надо нажимать на любую кла-
вишу.
   Для смены  режима  работы надо нажать клавишу "r".  Если Вы желаете
задать новые параметры эксперимента(другую массу и  жесткость)-клавишу
"s", а чтобы прекратить работу с программой - Esc.
   Методические рекомендации:  При запуске программа спрашивает, в ка-
   ком режиме желательно
работать(для выбора режима надо набрать соответствующую цифру), а так-
же какими должны быть масса груза и жесткость пружины.
   На экране появятся стержень,  на который насажен  шар,  соединенный
пружиной со стенкой.  Изображены также силы тяжести и упругости, дейс-
твующие на шар.  Учитель отмечает, что эти силы компенсируют друг дру-
га,  поэтому  их можно не учитывать.  Нажатие на любую клавишу убирает
эти силы.
   Следующее нажатие на любую клавишу сдвигает шар из положения равно-
весия;  появляются сила упругости пружины, ее величина зависит от вве-
денной жесткости пружины.  Следующий нажим любой клавиши запускает ко-
лебания и,  если это необходимо,  чертит графики смещения,  скорости и
ускорения, рисует векторы силы и скорости соответствующими цветами.
   В левом верхнем углу экрана отображаются меняющиеся в процессе  ко-
лебания  векторы силы,  ускорения и скорости.  Чтобы их изображения не
выходили за пределы экрана, желательно задавать значения массы груза и
жесткости пружины не сильно отличающиеся от рекомендуемых программой.