Изучение физики в школе. Обучающие программы.

Выберите, пожалуйста,
интересующую Вас тему:

Введение

Атомная физика

Электромагнетизм

Механика

Теплота и молекулярная физика

Волны

Оптика

Теория относительности

Колебания

Астрономия

>> Астрономия

Описание программы luna-fas

                         Программа luna-fas.


   Программа предназначена  для того,  чтобы учителю было легче объяс-
нить ученикам явления фаз Луны,  смены дня и ночи, совпадения периодов
орбитального и осевого вращения Луны и, следовательно, того факта, что
наш естественный спутник всегда обращен к Земле  одной  стороной.  Она
также может служить иллюстрацией к решению ряда задач по астрономии.
   Сразу после запуска на экране появляется изображение Земли,  разде-
ленной  меридианами на 24 часовых пояса,  на которую слева падают лучи
Солнца,  Луна и, в рамке в правом верхнем углу, вид Луны, как ее видит
земной наблюдатель.  Четко обозначены ночная и дневная стороны Земного
шара,  красной точкой  отмечено  положение  наблюдателя,  вращающегося
вместе с Землей.  Указано, где в данный момент полдень(12 часов), пол-
ночь(24 часа),  утро(6 часов),  вечер(18 часов).  На Луне можно видеть
терминатор  и метку на ее поверхности,  которую в дальнейшем будем ус-
ловно называть "кратер".
   Для выхода из программы пользоваться клавишей Esc. Методические ре-
   комендации:  Приступая к изложению материала о фазах Луны, учитель,
   остано-
вив все движения пробелом,  объясняет учащимся содержание картинки  на
экране;  указывает,  что Луна - несамосветящееся тело и поэтому земной
наблюдатель может видеть лишь освещенную Солнцем половину нашего спут-
ника.  Обращая внимание на положение терминатора по отношению к Земле,
выясняем,  какую фазу Луны мы наблюдаем при видимой на экране конфигу-
рации небесных тел. Нажав на любую клавишу," оживляем" картинку и изу-
чаем, как меняются фазы Луны. В любой момент можно остановить движение
описанным  выше способом,  провести объяснение и вновь продолжить про-
цесс изменения фаз (от  новолуния  к  первой  четверти,  полнолунию  и
т.д.),нажав любую клавишу. Попутно замечаем, при каких положениях наб-
людателя,  в какое время суток и в каком направлении  (на  востоке-при
восходе, на западе-при заходе, на юге - во время кульминации) он может
видеть соответствующие фазы;  эта информация понадобится  при  решении
задач.
   Для изучения орбитального и осевого вращения Луны  просим  учеников
заметить начальное положения "кратера".  Запустив картинку в движение,
наблюдаем, что за время полного оборота Луны вокруг Земли "кратер" ус-
певает совершить полный оборот вокруг оси Луны, что говорит о совпаде-
нии периодов ее осевого и орбитального вращения.Вследствие этого  Луна
всегда повернута к Земле одной стороной, что отчетливо видно на экране
по метке-"кратеру".
   При выяснении  причины  смены дня и ночи обращаем внимание учащихся
только на Земной шар,  часовые пояса на нем,  лучи Солнца и  положение
наблюдателя в разные моменты времени.
   Программу удобно применять также для анализа  решения  задач  типа:
"наблюдатель  видит полумесяц выпуклостью вправо у горизонта.  Который
час?  В какую сторону (на юг,  на запад,  на восток или на  север)  он
смотрит?".  Учителю  надо  запустить программу,подождать,  пока Луна и
наблюдатель окажутся в положения, соответствующих условию данной зада-
чи,  остановить движение , как всегда, пробелом и проводить объяснение
по картинке.