Выберите, пожалуйста, |
>> Астрономия Описание программы luna-fasПрограмма luna-fas. Программа предназначена для того, чтобы учителю было легче объяс- нить ученикам явления фаз Луны, смены дня и ночи, совпадения периодов орбитального и осевого вращения Луны и, следовательно, того факта, что наш естественный спутник всегда обращен к Земле одной стороной. Она также может служить иллюстрацией к решению ряда задач по астрономии. Сразу после запуска на экране появляется изображение Земли, разде- ленной меридианами на 24 часовых пояса, на которую слева падают лучи Солнца, Луна и, в рамке в правом верхнем углу, вид Луны, как ее видит земной наблюдатель. Четко обозначены ночная и дневная стороны Земного шара, красной точкой отмечено положение наблюдателя, вращающегося вместе с Землей. Указано, где в данный момент полдень(12 часов), пол- ночь(24 часа), утро(6 часов), вечер(18 часов). На Луне можно видеть терминатор и метку на ее поверхности, которую в дальнейшем будем ус- ловно называть "кратер". Для выхода из программы пользоваться клавишей Esc. Методические ре- комендации: Приступая к изложению материала о фазах Луны, учитель, остано- вив все движения пробелом, объясняет учащимся содержание картинки на экране; указывает, что Луна - несамосветящееся тело и поэтому земной наблюдатель может видеть лишь освещенную Солнцем половину нашего спут- ника. Обращая внимание на положение терминатора по отношению к Земле, выясняем, какую фазу Луны мы наблюдаем при видимой на экране конфигу- рации небесных тел. Нажав на любую клавишу," оживляем" картинку и изу- чаем, как меняются фазы Луны. В любой момент можно остановить движение описанным выше способом, провести объяснение и вновь продолжить про- цесс изменения фаз (от новолуния к первой четверти, полнолунию и т.д.),нажав любую клавишу. Попутно замечаем, при каких положениях наб- людателя, в какое время суток и в каком направлении (на востоке-при восходе, на западе-при заходе, на юге - во время кульминации) он может видеть соответствующие фазы; эта информация понадобится при решении задач. Для изучения орбитального и осевого вращения Луны просим учеников заметить начальное положения "кратера". Запустив картинку в движение, наблюдаем, что за время полного оборота Луны вокруг Земли "кратер" ус- певает совершить полный оборот вокруг оси Луны, что говорит о совпаде- нии периодов ее осевого и орбитального вращения.Вследствие этого Луна всегда повернута к Земле одной стороной, что отчетливо видно на экране по метке-"кратеру". При выяснении причины смены дня и ночи обращаем внимание учащихся только на Земной шар, часовые пояса на нем, лучи Солнца и положение наблюдателя в разные моменты времени. Программу удобно применять также для анализа решения задач типа: "наблюдатель видит полумесяц выпуклостью вправо у горизонта. Который час? В какую сторону (на юг, на запад, на восток или на север) он смотрит?". Учителю надо запустить программу,подождать, пока Луна и наблюдатель окажутся в положения, соответствующих условию данной зада- чи, остановить движение , как всегда, пробелом и проводить объяснение по картинке. |